Шуйские скалы

Шуйские скалы находятся вблизи станции Шуйская примерно в 20 км. от города. Сюда удобно добираться на электричке, автобусе или на машине. От станции до скал порядка 40 – 50 минут хода. Вначале от развилки шоссе рядом с ж/д станцией, влево по асфальтовой дороге до трубы газопровода, затем по проселочной дороге, идущей вдоль трубы влево до распределительного пункта, отсюда вправо в лес уходит отмеченная синей краской тропа. Под скалами удобные стоянки. Скалы используются для тренировок туристов, спелеологов, спасателей и скалолазов много лет, и являются отличным полигоном для отработки скальных навыков.
Высота массива в основной части до 20 метров, протяженность некоторых скалолазных трасс до 15 метров. Большая часть основного массива с самыми интересными и сложными скалолазными маршрутами была расчищена относительно недавно - в 1994 году. Правда, в силу низкого расположения (Шуйские скалы представляют собой разлом в земной поверхности) и огромного количества на скалах, мха и лишайников требуется постоянная чистка скал.
Массив характеризуется сильно расчлененным, разрушенным рельефом, с большим количеством нависаний, карнизов и положительных зеркал, представляющих большой интерес для скалолазов любого уровня подготовки.
Исторически, здешние скалы осваивались Карельской публикой достаточно давно. Спортивная скалолазная история начиналась относительно недавно, в начале 90-х годов. Именно тогда наши представители начали систематически совершать выезды в такие центры скалолазания, как Крым, Москва, Питер. Знакомство с основными принципами этого спорта происходило именно там. Там, в общении с лучшими представителями скалолазного мира, закладывалось понимание эстетики, психологии и тактики скалолазания, как самостоятельного вида спорта, сильно отличавшееся от воззрений, царивших в туристической среде.
Тогда на основе опыта прохождения многочисленных, классических скалолазных трасс различных категорий сложности в такой мекке скалолазания, как Крым, были почищены от живых камней и мха, разработаны и пройдены первые скалолазные трассы на Шуйских скалах, поставленные в соответствии с принятыми в скалолазании нормами и категориями.
С тех пор скалолазание в Карелии, и Шуйских скалах, как основное место тренировок Петрозаводских скалолазов переживало различные времена. Количество скальных нитей постоянно увеличивается, сложность их растет, а развитие в мире новых видов лазания; Драйтулинг - скальные маршруты, проходимые в зимних условиях с помощью ледовых инструментов, не прошло мимо нашего города.
С 2000 года на наших скалах было пройдено много лазательных трасс в этой перспективной технике, нарушившей каноны и сильно раздвинувшей, пределы и ограничения. С помощью данной техники сильно выросла шкала трудности проходимых альпинистских и ледолазных маршрутов в больших горах. А эстетика, ценность и спортивность такого вида лазания ставит его в один ряд с классическим скалолазанием и очень популярным в последнее время боулдерингом.

Массив Шуйских скал - для удобства ориентирования и описания, разбит на несколько секторов, разделенных на местности кулуарами и выраженными ориентирами. Общая протяженность массива около 150 метров.
Сектор «А» – самая левая часть массива при взгляде снизу. В самой левой части, скалы сильно разрушены, покрыты мхом и травой, их высота, постепенно сходит на нет. От сектора Б, справа, отделяется понижением и сильно заросшим мхом разломом, по которому проходит большое количество зимних маршрутов, и в настоящее время простой скалолазный маршрут «Шерше ля фам». Сектор А в основной части имеет очень интересный рельеф с небольшим нависанием по нижнему ярусу и карнизом в верхней части. Высота до 18 метров. Карниз в виде потолка в правой части отличный ориентир. Характерное зеркало под ним, характеризуется техничным и аккуратным лазанием в зимних условиях, да и летом тянет на категорию. Этот участок скал, заросший мхом, до сих пор не почищен, здесь возможно еще прохождение большого количества новых сложных драйтулинговых маршрутов зимой, а после серьезной чистки, то и скалолазных маршрутов летом.
Сектор «B» – центральная и наиболее разработанная в настоящее время часть скал. Слева граничит с сектором А, справа отделена от сектора С глубоким кулуаром по которому проходит простой зимний маршрут, и летом иногда учатся лазать новички. Это наиболее высокая часть Шуйских скал. Первые техничные маршруты были пройдены именно здесь, после основательной чистки ото мха, и плохо лежащих камней, в далеком 1994 году, к сожалению, с тех пор основательно заросли, но все еще позволяют проводить целенаправленные скалолазные тренировки.
Сектор «С» – великолепный участок скал, характеризующийся ярко выраженным огромным карнизом, расположенным по всей длине сектора. Слева и справа он выделен глубокими кулуарами, нижняя часть, кое-где простая и положительная, кое-где нависающая, и трудная. Карниз в средней части потрясающий. Есть старая шлямбурная дорожка, пробитая для тренировок альпинистов и спелеологов. Все пройденные в настоящее время по карнизу маршруты, привязываются к щелям и разломам, прохождение карниза по глади возможно, но еще ждет своих первопроходцев, такие варианты будут тянуть на высшие скалолазные категории. Этот участок скал, наиболее сложен, и имеет большие скалолазные перспективы, при условии роста мастерства будущих спортсменов.
Сектор «D» – самая правая часть Шуйских скал, слева кулуар с несколькими деревьями, в правой части проходит основная тропа наверх скал. Положительный рельеф с разнообразными щелями прост, но слева направо монолитность скал возрастает, снизу появляется карниз и маршруты в правой части сектора, представляют интерес и сейчас. Когда-то это был основной участок для лазания и соревнований, в последнее время с ростом общего уровня мастерства скалолазов почти не используется, и постепенно сильно зарастает мхом.

Все, что справа, отделенное, от «Сектора С» большим внутренним углом с растущими деревьями, когда то представляло большой интерес. Положительный монолитный скальный лоб с небольшим карнизом в нижней части, рассечен многочисленными трещинами. Простой маршрут «Велосипед» раньше был популярен. Зимой этот участок скал запорошен снегом, в отдельные годы фирном, сейчас, часто проходится, в технике драйтулинга. Летом весь интерес для скалолазания в современных условиях сосредоточен в секторах А, В, С. Первопрохождения основных скальных трасс были сделаны в 90 – годах. . Оценка сложности была сделана на основе большого количества трудных классических трасс пройденных в Крыму и отчасти в Карелии на скалах Хийтола и озера Ястребиного.

Левая часть массива Шуйских скал – сектор «А»

Трассы сектора "А"
Название К/с Год Описание Автор Первопроходец Год
1. Норма чайника 2010 Старт по гребешку к большому дуплу под нависание, прямо вверх под зеркало, проходить слева. Минин Стас Савчук Кирилл 2010

Зеркало слева (с огр.)

6Б+ 2010 Вверх чуть влево, ограничены щели слева и справа, нависающий лоб идти справа через дупло, зеркало слева. Минин Стас Савчук Кирилл 2010
3. Зеркало справа (без огр.) 6А+ 2006 Ограничений нет, открыты щели и трещины, зеркало проходить в правой части. Балагуров Игорь Балагуров Игорь 2006
4. Шерше ля фам (с огр.) 2008 Положительная гладкая стена, жесткие ограничения, на старте большое дупло, в средней части две большие полки слева и справа, в верхней части карниз проходить строго вверх. Быков Алексей Быков Алексей 2008

Центральная часть – сектор «B»

Трассы сектора "B"
Название К/с Год Описание Автор Первопроходец Год
1. Норма мастера(с огр.) 6А+ 2010 Прямо вверх под нависание, где соединяется с м-том №2. Далее обходит ребро слева и идет влево под выступающей гранью ребра с ограничением положительной части скалы, основания ребра. Минин Стас Минин Стас 2010
2. Keep your ass (с огр.) 6А+ 1994 Старт по нависанию траверсом влево, под характерное ребро, по нему пару метров вверх и траверс вправо под карниз, который проходится слева. Вверх - держаться 2-метров от канта скалы. Вознюк Вознюк 1994
3. Зеленый мох 7А+ 2007 Начало с «Keep your ass» , но сразу строго вверх по мизерам, на первый ключ, затем под карниз, что проходится прямо с выходом по ребру в вершинную часть. Минин Стас Кораблев Сергей 2007
4. Директ 7Б?   Начало чуть правее м-та № 3 середина своим путем, карниз строго посередине, и далее по ребру Минин Стас
5. Черным по белому 1997 Очень красивое техничное начало далее до нависа просто. Карниз несложен, но требуется подумать. Верх простой и положительный. Минин Стас Минин Стас 1997
6. Самый лучший маршрут 7А+ 2010 Полностью свой ход по мизерам внизу, гладкому лбу в средней части и положительному участку выше. Минин Стас Гардер Александр 2010
7. Левая трещина 6А+ 2002 Вариант «Параллельных трещин» более сложный без использования правой щели. Начало с ограничением, не используя, выступ полки справа. Минин Стас Минин Стас 2002
8. Параллельные трещины 1994 Строгое ограничение на старте, ограничены простые скалы справа, ключ в центре, верх положителен. Вознюк Вознюк 1994
9. Правая трещина 6А+ 2011 Вариант «Параллельных трещин» более сложный без использования левой щели и крупной нашлепки между трещин. Начало с ограничением, не используя, выступ полки справа. Минин Минин 2011
10. Коротышка 1997 Самый короткий здесь, начало по заросшей полке, затем очень сложное движение в динамике из дупла. Минин Стас Минин Стас 1997

Сектор С

Трассы сектора "C"
Название К/с Год Описание Автор Первопроходец Год
1. Happy End (с огр.) 2002 Ограничение, внизу нельзя использовать полку выход из под карниза справа через разлом, затем строго вверх через навис, не уходя в стороны. Минин Стас Минин Стас 2002
2. The End (с огр.) 6Б+ 2010 Ограничение трещина образующая карниз, открыто все справа, над карнизом строго по правой плите. Минин Стас Минин Стас 2010
3. Большой карниз 7С? 2008 Проходит точно посередине основного нависания большого карниза с выходом на карниз у ярко выраженного ребра, и по нему строго вверх. Минин Стас Кораблев Сергей 2008
4. Закавыка вариант 1994 Очень простое разрушенное начало, в середине ход левее разлома м-та №5. Верх положительный Вознюк Вознюк 1994
5. Закавыка левая 1994 Внизу по сыпучим большим блокам, затем ключ с выходом на выраженный нависающий камень, можно использовать щель выше. Вознюк Вознюк 1994
6. Закавыка правая 1994 Начало в 2 метрах правее «Закавыки левой» вверх по нависанию с выходом оригинальным напряженным движением на ориентир - камень справа. Щель выше полностью открыта. Вознюк Вознюк 1994
7. Просто жуть (с огр.) 6Б+ 2008 До выхода на карниз идет также как м-т № 6. Затем выход из под нависания. Далее, по глади стены, оставляя, выраженную щель, слева. Верх через простой карниз. Минин Стас Кораблев Сергей 2008
8. Драйв 7Б? 1997 Большой карниз рассечен гладким внутренним углом и накрыт 2 карнизами сверху, сложен выход на карниз в угол. Минин Стас Быков Алексей 2010
9. Фонтенбло 6Б+ 1994 Очень интересный длинный траверс над самой землей, начало от м-т № 8 до конца скал сектора и обратно, ключ карниз, важно вернуться к месту старта. Вознюк Вознюк 1994
10. Нос (с огр.) 7   Старт по нависанию в форме носа, затем по щели через карниз.
Сектор Д - самая правая часть Шуйских скал
Трассы сектора "Д"
Название К/с Год Описание Автор Первопроходец Год
1. Велосипед 80-е Проходит по разломам слева направо, очень просто положительно.     80-е
2. Первый ход 80-е Проходит по гладкой стене рядом с разломом «Велосипеда», который ограничен.     80-е
3. Второй ход   1994 Проходит по гладкой стене по второй от «Велосипеда» трещине     1994
4. Третий ход     Проходит по гладкой стене по третьей, от «Велосипеда» неявно выраженной трещине
5. Четвертый ход     Карниз на старте, затем по неявной щели и верх строго между двух щелей не используя их.
6. Фестиваль 2010   2010 Была почищена на фестиваль экстрима 2010г, для драйтулинга. Быков Алексей Быков Алексей 2010
Mixed - Dry tooling
Скальные маршруты, проходимые с помощью ледовых инструментов и в кошках. Данная техника применялась долгое время альпинистами исключительно в качестве специализированной подготовки к зимним и высотно-техническим восхождениям. Зима, нешуточный холод, лед, снег, запорошивший все зацепки и полочки скал, своеобразное лазание находило немногих поклонников.
В течение последних нескольких лет происходил драматический подъем в стандартах ледолазания; большинство ледопадов было пройдено, и шкала трудности быстро росла вверх. Это было вызвано также тем фактом, что множество ранее непроходимых скал было преодолено с использованием ледорубов и кошек, что позволяет объединить прохождение нескольких разрозненных участков льда. Этот способ известен как dry tooling, и соответственно повлек за собой появление новой системы категорий сложности. Ввиду отсутствия информации по классификации трасс и недостаточного набора эталонных трасс в знаковых районах драйтулинга. Нет возможности провести классификацию в цифрах данных маршрутов. Поэтому приводим здесь, ранжирование пройденных на настоящий момент трасс в собственных ощущениях. Отталкиваясь от системы принятой в Советском альпинизме. Оценка сложности свободного лазания проводится по градациям :I - очень легкое; II - легкое; III - среднее; IV - трудное; V - очень трудное; VI - чрезвычайно трудное. Каждая градация имеет ступени: нижнюю (-) и верхнюю (+).
На всех схемах, пройденные в разных техниках и условиях маршруты, выделены своим цветом. Красные трассы - скалолазные маршруты, впервые пройденные, в технике свойственной спортивному преодолению скал. (выделены красным цветом) Желтые трассы - Mixed - Dry tooling; драйтулиноговые маршруты, пройденные впервые зимой, в суровых условиях, и с применением альпинистского снаряжения; (выделены желтым цветом).

Название К/с Описание

4 кс - трудная

Четко делится на 4 части, очень физически напряженная, от силовухи в начале до технических мизеров на гладком зеркале вверху.
3+ кс – средняя
Внизу ограничение справа, щель, относящаяся к м-т 3, в этом случае очень техничное начало и конец по зеркалу.
2 - кс – легкая
Нижнее нависание ключ, зеркало в верхней части проходится справа без распора о правую стенку.
3+ кс – средняя
Строго вверх по щели силовое нависание, потом снежные покатые полки, кант ребра и выход на карниз справа.
3 кс – средняя
Вверх через нависание, в средней части по заснеженным полкам, вверх по глади справа от канта ребра на карнизы.
2 кс – легкая
Своеобразная трасса в середине и вверху заросшая мхом и покрытая снегом положительный рельеф, но карниз вверху проходится в лоб.
7. 1 кс – очень легкая 1 От маленького нависа внизу по мху до полки отсюда вправо вверх техничный участок и неприятное ковыряние вверху.
8. 2+ кс – легкая 2+ Зимний вариант маршрута «Шерше ля фам».
9. 2+ кс – легкая 2+ Короткое силовое нависание внизу, затем строго по выраженному углу, карниз строго вверх не уходя на полку справа.
10 4 кс – трудная 4 Скалолазная 6а+ «Keep your ass» с самостоятельным началом. Над верхним карнизом не уходить влево на полку.
11 3 кс – средняя 3 Зимний вариант маршрута «Параллельные трещины».
12 1 кс – очень легкая 1 Простой короткий кулуар, проходимый в альпинистской технике распоров.
13 3 кс – средняя 5+ Зимний вариант маршрута «happy end».
14 1 кс – очень легкая 5 Зимний вариант маршрута «Закавыка левая».
15 5+ - очень трудная 1 Соревновательная трасса – Фестиваль экстремальных видов спорта 2010г.
5 - очень трудная
Соревновательная трасса – Фестиваль экстремальных видов спорта 2010г, вариант скалолазного м-та «Нос».
1 кс - Велосипед
Сектор – Д. Очень простая пешеходная с ключом на первых метрах.
2+ кс Велосипед 2
Сектор – Д. Более сложный вариант с мизерами и карнизом внизу неприятен, находится в 3-м правее «Велосипеда».
3 кс – средняя
Сектор – Д. Находится еще чуть правее предыдущего м-та, трасса заглажена по мизерам с карнизом вверху.